Ли Бул (род. 1964) — художница, живущая и работающая в Сеуле. Начала творческую карьеру с создания перформансов с использованием мягких «скульптурных» костюмов. В 1990-х годах получила широкую международную известность, выступив с серией провокативных работ, включая нашумевшую инсталляцию с гниющей рыбой и серию скульптур «Киборги» (Cyborgs) — гибридов механизмов и органических форм. В 2000-х годах заинтересовалась историей модернизма и начала создавать крупномасштабные иммерсивные инсталляции и архитектурные скульптуры.
Сегодня творчество Ли Бул является абсолютным ориентиром в современном искусстве Южной Кореи и Азии. Персональные выставки художницы прошли в крупных музеях и центрах совриска в Нью-Йорке, Филадельфии, Сиднее, Торонто, Марселе, Берне, Токио, Сеуле, Лондоне и Берлине. Дважды Ли Бул участвовала в Венецианской арт-биеннале (1999, 2019). «Мне кажется, что этот проект помещает Петербург на культурную карту планеты. Значительные и большие выставки этой художницы уже проходили в крупнейших художественных центрах Нью-Йорка, Сиднея, Торонто, Берлина, Лондона. И её выставка делает Петербург важной точкой в международном культурном пространстве», — Павел Пригара, директор ЦВЗ «Манеж».
Выставка в Петербурге — размышления Ли Бул об утопии, высказанные в форме эскизов, рисунков, макетов и иммерсивных инсталляций, часть из которых экспонируются впервые или воссозданы специально для Манежа. Так Петербург первым увидит одну из самых последних работ художницы — коллаж на бархате «Без названия (Желание быть уязвимым — Бархат#9 JTVP3582/23 CE)» и масштабные инсталляции из тойже серии, ранее экспонировавшиеся на 20-й Сиднейской биеннале современного искусства в 2016 году, были специально повторены для петербургского проекта.
На выставке представлены не только работы автора, но и оригиналы русских авангардистов, которыми вдохновлялась Ли Бул — Казимира Малевича, Александра Родченко, Эля Лисицкого, Александры Экстер, архитекторов Ивана Леонидова и Якова Чернихова, отца советской космонавтики Константина Циолковского и других. «У нас есть уникальная возможность сравнить, например, дирижабль Купцова и дирижабль Ли Бул. И вы поймёте, что её дирижабль — это действительно утопия спасённая и переосмысленная, а дирижабль Купцова — это истинная вера в светлое будущее. Работы подбирались не по схожести, а по референциальности — по отзвуку, по эхо», — Олеся Туркина, научный консультант русского отдела выставки.
Работа над созданием «Утопия Спасённая» в Манеже шла около двух лет. Всё это время Ли Бул активно курировала все аспекты собственной выставки — от разработки общей идеи и отбора работ до подготовки каталога и создания архитектурного решения экспозиции. Чтобы тщательно продумать расположение экспонатов, художница вручную создала макет пространства Манежа в масштабе 1:50. А финальный отбор собственных работ был произведён только после того, как был завершён отбор произведений русских авангардистов.
«Утопия Спасённая» — это сконструированная Ли Бул реальность, архитектура которой имеет свою идею и концепцию: левая галерея первого этажа посвящена русскому авангарду и конструктивизму, правая — эскизам, рисункам и макетам художницы, визуализируя процесс её поиска формы. Ли Бул начинает свою интеллектуальную рефлексию с эскизов, потом переносит их в небольшие макеты, пробуя форму, которая затем находит выражение в иммерсивных инсталляциях. Им посвящён второй этаж и аванзал первого.
Если вспомнить «Лабораторию будущего», можно сказать, что, представив «Утопию Спасённую», Манеж вновь смог уместить в пределах своего выставочного пространства масштабные размышления об утопии. Под этим углом выставку Ли Бул можно рассматривать как продолжение той же интенции, только со своим самобытным ракурсом — через культуру Азии в целом, и Южной Кореи в частности.
Гид по выставке
Подготовлен редакцией совместно с Анной Кириковой, инициатором и руководителем проекта
- Маршрут
Я бы рекомендовала начать своё персональное путешествие по выставке с аванзала — пройти и прочувствовать иммерсивную инсталляцию «Город Солнца», на которую Ли Бул вдохновила утопия Томмазо Кампанеллы. Затем пойти направо — в галерею эскизов и макетов художницы и понаблюдать, как она ищет формы своих полномасштабных произведений. После — подняться на второй этаж, где вы попадёте в пространство инсталляции «Желание быть уязвимым» и зеркальный лабиринт из серии «Через отрицание». Огромная просьба заходить в лабиринт по одному и быть осторожными: внутри вы попадёте в новую реальность с дезориентирующим эффектом. И, наконец, спуститься снова на первый этаж и пройти галерею русского авангарда, получая эстетическое удовольствие от того, насколько нелинейно развивается культура. Именно по такому маршруту составлен наш аудиогид.
- Аудиосопровождение
По поводу аудиофона у Манежа была идея сопроводить выставку, например, шумом мегаполиса. Но Ли Бул против каких-либо звуковых внедрений в свои инсталляции. Автор не хочет, чтобы что-либо отвлекало посетителей от их персонального путешествия по миру, который она создала. Поэтому я бы советовала либо прислушаться к задумке художницы, либо воспользоваться нашим аудиогидом. И если ещё пофантазировать, то может быть и третий вариант — включить в наушниках саундтреки из Sci-Fi фильмов, например, из «Бегущего по лезвию».
- Книги
Специально к выставке Манеж и «Подписные издания» подготовили тематическую полку в своём книжном магазине и дополнительный список книг к прочтению. Это утопические романы Томаса Хаксли, Замятина, Оруэлла, философские трактаты о космосе и русском космизме Циолковского, много альбомов русских авангардистов и собственный двуязычный каталог «Утопии Спасённой» со статьями российских и иностранных специалистов, исследующих различные аспекты творчества Ли Бул.
- Дополнительная программа
В рамках дополнительной программы к выставке уже запланированы встречи с Ли Бул и кураторами проекта, лекции Олеси Туркиной о современном искусстве и русском авангарде, серия лекций от преподавателей корейской кафедры восточного факультета СПбГУ об истории современной Кореи и, конечно, мы будем много говорить об утопиях в литературе, кино и искусстве. Все мероприятия в рамках программы пройдут онлайн (ред.).
Выставка «Утопия Спасённая» продлится с 13.11.2020 до 31.01.2021. Напоминаем, что посещение возможно только в средствах индивидуальной защиты и по электронным билетам, которые можно приобрести на сайте Kassir. ru на определённую дату и время. Посмотреть расписание дополнительной программы можно на сайте ЦВЗ Манеж.