Эксперты в области сохранения и приспособления промышленной архитектуры встретились с широким кругом коллег: представителей экспертного совета АРХКЛУБа; Национального комитета ICOMOS, Россия; ICOMOS, Санкт-Петербург; КГИОП Санкт-Петербурга; Экспертного совета по промышленному развитию АУИПИК; МосПромАрта; специалистов в области бизнеса и культуры. Модерировал дискуссию заместитель председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга А. В. Михайлов.
Впервые к Архклубу по рекомендации вице-президента НК ICOMOS, Россия М. С. Штиглиц присоединилась Гильдия журналистов, работающих в сфере архитектуры, строительства и сохранения культурного наследия Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Участники заседания и другие специалисты в области современного использования старых промышленных зданий дали короткие интервью председателю гильдии, главному редактору журнала учёта вечных ценностей «Адреса Петербурга» Сергею Ярошецкому.
Проект реставрации и приспособления под современное использование Канатного цеха со знаменитой водонапорной башней, представленный архитектурным бюро «Сэтл Сити», первым по праву прокомментировал А. А. Чернихов — профессор МАрхИ. автор книг и многочисленных публикаций об архитектуре и градостроительстве, президент Архитектурного благотворительного фонда и руководитель мастерской, собиратель и исследователь наследия своего деда Якова Чернихова, выдающегося советского архитектора-конструктивиста, графика и теоретика конструктивизма.
Участники дискуссии в числе вариантов приспособления Канатного цеха на одно из первых мест ставили музейное пространство или, по крайней мере, серьёзный музейный блок. Однако прозвучали и сомнения в реальности этой перспективы, поскольку руководство Комитета по культуре Санкт-Петербурга пока что не видит возможности размещения здесь экспозиции государственного музейного учреждения, а частные музеи в нынешних условиях и вовсе существуют с большим трудом.
Четвёртый элемент
По мнению профессора А. А. Чернихова, архитектора, руководителя мастерской и президента Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова —выдающегося советского зодчего-конструктивиста, к представленному проекту реставрации и приспособления под современное использование Канатного цеха необходимо добавить предусмотренные его дедом два элемента — фонари и антенну, а третий элемент — рельефные буквы названия — поместить на главном фасаде. Четвёртым элементом должен стать светло-серый (бетонный) цвет здания.
Андрей Александрович подчёркивает, что в первоначальном варианте Канатного цеха, который был, кстати говоря, по длине чуть не в два раза короче, чем тот, который мы видим сегодня, Яков Чернихов, во-первых, запроектировал помимо зенитного фонаря вдоль здания дополнительные фонари перпендикулярно 25-й линии Васильевского острова. Во-вторых, антенну-громоотвод, служившую больше декоративным, чем функциональным элементом, на цилиндре водонапорной башни со стороны «глухой» её части. Известно, что, кроме реализованного, существовал вариант проекта с вертикальными пилонами, допроектированный уже преемниками зодчего. В нём по силуэту предусмотрены, что было тогда модно, рельефные буквы красного цвета «Канатный цех». Они, кстати, были у Якова Чернихова в проекте с самого начала и сохранились на синьках, обнаруженных в одном из ленинградских архивов — с подписями автора и последователей. Сегодня буквы расположили вдоль 25 линии — очень протяжённо и так, что их, по мнению А. А. Чернихова, трудно будет разглядеть как целое название.
Профессор убеждён, что все эти три элемента — антенна, фонари и надпись — при правильном расположении обогатили бы здание. Антенна придаст тонкое изящное завершение, а буквы сыграют гораздо большую роль на главном фасаде. Что касается четвёртого элемента — цветового решения, — то архитекторы-конструктивисты любили светло-серый тон, создававший ощущение бетонной стены. На самом деле строили преимущественно из камышовых шлакоблоков, на бетон не хватало ни квалификации, ни средств. Качество стройматериалов было вполне под стать качеству строительства. В современном же исполнении, с качественной штукатуркой, может получиться эстетически весьма интересное здание. И яркая надпись «Канатный цех» будет чрезвычайно уместна. Таково мнение не только самого А. А. Чернихова, но всего небольшого коллектива мастерской и фонда.
Позицию КГИОП Санкт-Петербурга Чернихов понимает и считает единственно возможной. Она консервативна, — что получили в наследство, то и охраняется. Однако Андрей Александрович напоминает, что Канатный цех уже не избежал искажений. Так что, с одной стороны, охранительная позиция позволяет избежать критики. Но, с другой стороны, признал же КГИОП предметом охраны покрытие здания, сооружённое, очевидно, в начале 1970-х на железобетонных колоннах обычного промышленного каркаса, и новые фонари. Кровля поднялась на метр-полтора выше старой стропильной. Чернихов считает, что это даже хорошо, поскольку улучшились общие пропорции. Продольный фонарь стал видимым. В старом же варианте он был заметен только с каких-то редких дальних точек.
А. А. Чернихов уверен, что необходимо воспользоваться намерением компании «Сэтл Сити» выполнить реконструкцию. Но сделать её так, как подсказывают профессионалы.
— Надеюсь на поддержку архитектурной и в целом культурной общественности, — говорит он. — КГИОП Санкт-Петербурга надо помочь не попасть при этом условии под огонь несправедливой критики. Тогда мы получим по-настоящему красивое здание, какое и замысливалось Яковом Черниховым. Изначально всё так не получилось, поскольку во все времена заказчики и строители экономили где только могли.
Интерьер имеет значение
Архитектор, член правления Санкт-Петербургского союза архитекторов И. А. Филимонов в том, что касается внешнего облика здания, вполне полагается на мнение авторитетных экспертов — таких, как И. Л. Пасечник и М. С. Штиглиц. Основное внимание в своем комментарии Илья Александрович уделил интерьерным решениям и теме приспособления здания к современному использованию. Совсем не обязательно, с его точки зрения, применять в оформлении внутреннего пространства обновляемого Канатного цеха кирпич. Он стал уже шаблонным отделочным материалом в лофтах, размещённых в памятниках промышленной архитектуры. Но если для краснокирпичных фабрик, Газгольдера на Обводном канале или Новой Голландии это естественно и подчёркивает их характер, то для «бетонного» конструктивизма красный кирпич в интерьере выглядит «притянутым за уши». Было бы логичнее с использованием новых материалов и технологий поддержать авторскую стилистику Якова Чернихова, сделать интерьер общественного пространства максимально конструктивистским. Пространство это в офисном центре может примкнуть к башне, одна из функций которой, в общем, ясна — смотровая площадка. А у лестниц и лифтов, ведущих наверх, в холлах, атриумах могут быть расположены, например, инсталляции по мотивам творчества Чернихова. Вообще, по мнению И. А. Филимонова, различным городским ведомствам следовало бы активнее использовать в интересах горожан пространства, которые им предлагают девелоперы. Чтобы не стала обычной проблема, возникшая после реконструкции ТЭЦ фабрики «Красное знамя», которой никак не могли найти достойное применение.
В противовес скандалам
Генеральному директору НИиПИ «Спецреставрация» И. Л. Пасечнику импонирует, что АРХКЛУБ собирает широкий круг профессионалов из разных организаций на объектах, подобных Канатному цеху. Прошедшие уже в рамках секции «Архпром: развитие, сохранение» встречи на ТЭЦ фабрики «Красное Знамя» и в «Севкабеле» доказали, что таким образом создаётся эффективный противовес скандалам, которые постоянно происходят по случаю приспособления реконструируемых объектов к современному использованию. К сожалению, дилетанты-градозащитники в отличие от специалистов не ищут компромисса, а просто останавливают любую стройку. Профессиональное же сообщество, наоборот, подталкивает инвесторов к участию в перспективных проектах. Брошенных промпредприятий в Санкт-Петербурге, увы, ещё очень много. Пока мы всерьёз не озаботимся их судьбой, дело не сдвинется. Мясокомбинат на Московском проспекте знают все. Но есть и менее известные, вроде цеха на Сампсониевском, № 30. Его собственники уже осознали, что необходимо искать вариант приспособления. КГИОП Санкт-Петербурга занимает разумную позицию, стремясь дать памятникам истории, культуры и архитектуры вторую жизнь. Ни один частный инвестор не станет вкладывать деньги в музей, который никогда не окупится. Применительно к «Красному гвоздильщику»: Музей авангардизма и конструктивизма в Санкт-Петербурге, конечно, нужен, однако совсем не обязательно он должен помещаться в будущем бизнес-центре в Канатном цехе. Впрочем, сами инвесторы, компания «Сэтл Сити», в интересах сотрудничества с профессором А. А. Черниховым готовы предоставить площади для экспозиции, посвящённой легендарному Якову Чернихову, его деду.
Собачья радость
Ведущий научный сотрудник Российской национальной библиотеки, куратор выставки «Завод умер. Да здравствует завод! Новая жизнь промышленных зданий» Дмитрий Гусаров в числе различных вариантов приспособления старых промышленных зданий вспомнил даже негосударственный приют Фонда помощи бездомным собакам, расположенный в помещениях бывшего завода на углу Большого Смоленского и улицы Серова. Выставка, открытая в РНБ на Московском проспекте к Всемирному дню городов 15 октября, работала до 8 ноября. В понедельник, 2 ноября, с участием представителей журнала «Адреса Петербурга» на выставке прошёл круглый стол «Перспективы промышленного наследия Петербурга». Выставочная экспозиция была разбита на разделы, сформированные по региональному признаку: посвящённые общемировому опыту, российскому, а самый большой, — петербургскому. В нём можно было ознакомиться, в частности, с книгами Маргариты Сергеевны Штиглиц и Бориса Михайловича Кирикова, которые среди выдающихся историков архитектуры, авторитетов журнала учёта вечных ценностей «Адреса Петербурга» считаются первыми среди равных.
Поможем, чем сможем
Заслуженный архитектор России, академик архитектуры (действительный член РААСН и МААМ); член-корреспондент Российской академии художеств; вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Михаил Мамошин не смог присутствовать на обсуждении будущей реконструкции Канатного цеха, но прокомментировал встречу Архклуба на бывшем «Красном гвоздильщике», поскольку участвовал в предыдущих мероприятиях — на «Красном знамени» и в «Севкабеле». Кроме того, Михаил Александрович — активный участник российского «Архитектурного парохода». По его мнению, организаторы Архклуба и «Парохода» делают большое важное дело. Обсуждение архитектурных тем в последнее время ведётся на многих площадках, но достаточно редко тон в этих дискуссиях задают профессиональные архитекторы. Чаще их привлекают на вторые роли, руководят же обсуждением девелоперы, строители, а то и чиновники. Именно в таком формате проходят интересные, в общем-то дебаты на площадке «Союзпетростроя», к примеру. Весьма значимые для города обсуждения проводит Всемирный клуб петербуржцев, под эгидой которой собираются круглые столы по эстетике городской среды. В мероприятиях Архклуба участвуют эксперты по современному использованию памятников, девелоперы, строители, чиновники, однако за архитекторами всегда последнее слово. Мы в Санкт-Петербургском союзе архитекторов очень ценим этот формат и надеемся, что клуб укрепится в нашем городе. Готовы помогать и помещениями, и организационно.
В память о Чернихове
Маргарита Штиглиц, вице-президент Национального комитета ICOMOS, Россия, отметила важную роль АРХКЛУБа как площадки, где встречаются уже не только эксперты в сфере сохранения наследия, но и практикующие архитекторы, и девелоперы, реализующие вполне конкретные проекты приспособления памятников для современного использования, и представители органов власти. А теперь уже и журналисты, профессионально освещающие эту непростую тему. Причём встречам предшествуют экскурсии по объектам, всё можно увидеть своими глазами. На вопрос об отношении к предусмотренным в первоначальном проекте Якова Чернихова, но отсутствующим в представленной концепции «Сэтл Сити» для воплощения в ходе реконструкции шести дополнительным фонарям и декоративной антенне-громоотводе Маргарита Сергеевна ответила, что хотела бы, конечно, как и Андрей Александрович Чернихов, увидеть эти элементы на будущем здании. Но понятна и позиция КГИОП, обязанного во исполнение закона сберечь нынешнюю, более позднюю конструкцию кровли, поскольку она является предметом государственной охраны. Вообще, спор о воплощении прекрасных, но никогда не существовавших элементов в архитектуре промышленных зданий очень напоминает широко известную дискуссию о возможности строительства колокольни Смольного собора. Хотя в промышленной архитектуре всё иначе, и Канатный цех безусловно выиграл бы от сооружения шести фонарей «по Чернихову», перпендикулярных 25 линии, однако на данной стадии внесение столь существенных корректировок в проект более чем проблематично. Вообще, желательно проводить обсуждение на более ранней стадии разработки проекта, с целью выработки общих походов. А в продолжение, — подчеркнула Маргарита Штиглиц, — хорошо бы не потерять память о Чернихове и включить музейно- выставочную и мемориальную зону в состав помещений, продумав её дизайн — при содействии Андрея Александровича.