Увы, недавно наступивший 2021 продолжил печальную эстафету. В последний день зимы, 28 февраля, ушла в лучший мир Валентина Трофимовна Орлова, председатель правления Всемирного клуба петербуржцев, женщина удивительной красоты и таланта, которая взрастила самую влиятельную общественную организацию в городе и далеко за его пределами. Накануне исполнилось 40 дней как Петербург простился с одним из своих строителей и защитников, Рафаэлем Маратовичем Даяновым. Память о нём сохранят не только многочисленные ученики, статьи и книги, но и здания, вновь построенные и возрождённые, бережно восстановленные и отреставрированные шедевры зодчества, впечатляющие монументы, парки и талантливые проекты, не реализованные при жизни своего создателя. Отпевали его и прощались в им же возведённом, возвращённом из небытия храме Рождества Христова на Песках. А Никольскую церковь на Святой Горке в Ивангороде, на воссоздание которой Даянов получил пастырское благословение, возведут уже его коллеги и последователи.
Если им, конечно, не помешают. Сильные бескорыстные люди, всерьёз изучающие историю архитектуры и хранящие память о лучших её образцах, эти «путешественники во времени» часто беззащитны перед современностью. Бьёт их жизнь и поодиночке, и даже в коллективе. На днях я вслед за многими деятелями петербургской культуры подписал от имени Журнала Учёта Вечных Ценностей письмо против ликвидации уникального учреждения — Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ). Единственного в России и одного из немногих в мире учреждений, занятых фундаментальными научными исследованиями в сфере зодчества и сохранения наследия.
Институт, имевший до сих пор хоть какую-то самостоятельность в бюрократической системе российского Минстроя, с 1 марта утрачивает обязательные её атрибуты: собственные бухгалтерию и отдел кадров. Следующим этапом «оптимизации», как сообщают нам наши авторы, ключевые сотрудники института, становится их перевод в штат ЦНИИП Минстроя. Численность учёных сокращается со 145 примерно до двух десятков человек. Что является для многих фактически гражданской казнью, поскольку лишает пусть небольшой, но регулярной зарплаты, пусть скромного, но всё-таки официального статуса, а главное — возможности проводить исследования.
Момент равнодушными чиновниками найден, нечего говорить, самый «подходящий».
Однако, если со свершившейся утратой выдающихся людей приходится смириться, то предотвратить окончательную потерю НИИТИАГ всё-таки можно, — если немедленно вернуть институт в лоно Российской академии архитектуры и строительных наук. Готов с уверенностью утверждать, что такой шаг без преувеличения спасёт десятки подвижников, не отделяющих свою жизнь от любимого и такого важного для культуры России дела.
Слова Сергея Ярошецкого